Устименко Людмила Александровна
Устименко Людмила Александровна
ШКОЛА – МОЯ СУДЬБА
«Приготовлять умы! Рассеивать идеи!
Вот наше назначение… Отбросим эгоизм,
будем трудиться для потомства!
Будем трудиться над постройкой
чудного здания,
Труднейшая, бесславнейшая доля в
массе трудов человечества –
ЛУЧШАЯ ДОЛЯ, ВЕЛИЧАЙШАЯ ДОЛЯ!»
К.Д. Ушинский
Солнечный осенний день. Маленькую девочку за руку папа ведёт первый раз в первый класс. Вот и школа. Двухэтажная, красивая…
Перед глазами ребёнка мелькают лица детей и взрослых; кругом весёлый шум, радостный смех. Девочка ещё ближе прижимается к отцу. Чуть- чуть страшновато… Но вот из тёплых папиных рук учитель взял её руку.
Кто эта девочка- первоклассница? И что это за школа?
Это я. Это моя любимая школа номер шестнадцать.
С тех пор прошло 39 лет, а кажется, всё было только вчера…
Мне посчастливилось учиться у хороших учителей, интересных, сильных духом, честных, мыслящих, страстно преданных своему делу.
Прошли десятилетия, а я и теперь ясно представляю себе трогательные встречи с моей первой учительницей Полянской Зоей Илларионовной, этим замечательным учителем и человеком. Вот она, чуть улыбаясь добрыми зелёными глазами, спокойно выслушивает наши ребячьи нехитрые ответы: как каждый из нас понял и запомнил содержание только что прочитанного рассказа, что в нём понравилось и не понравилось, как может сложиться судьба у персонажа недочитанной сказки. Поощряя улыбкой нашу активность , Зоя Илларионовна выслушивает и собственные рассказы мальчишек и девчонок о прошедшем дне , о прогулке в рощу, лес. И каждая наша удача: точно выраженная мысль, хорошо подобранные сравнения или просто подходящее слово - приносила ей огромную радость. В добрых глазах столько благодарности, будто оказали ей особую, важную услугу…
Судьба моя неразрывно связана со школой. И, может быть, оттого, что большая часть жизни уже прожита, а может быть, ещё почему-то, входя в класс, вглядываясь в лица ребят, всё чаще задумываюсь над вопросом: кто же они - мои ученики? Сегодня – все, кто сидят за школьной партой. А завтра? А через десять лет. А через двадцать для кого из них я останусь учителем?
Утро. Спешу в школу, хотя до начала занятий ещё целый час. Я люблю приходить сюда раньше всех, когда в коридорах стоит тишина. В эти мгновения я вновь ощущаю себя ребёнком. Могу позволить себе вприпрыжку пробежаться по лестнице, мне здесь знакома каждая ступенька, дотронуться до выключателя и, как в детстве, осветить это «волшебное царство наук», поразмышлять над тем, как вызвать у детей желание познать мир во всём многообразии и красках.
Школа - моя стихия. В ней я чувствую себя легко и свободно. Мне доставляет радость видеть детские сияющие глаза, задорные улыбки, вдохновляют их маленькие победы и успехи…
Постепенно школьные коридоры заполняется детскими голосами. Я с нетерпением жду встречи со своими четвероклашками, и чувство безграничной радости охватывает меня , когда они заходят в класс и говорят: «Здравствуйте!» А кто-то , в особенности девчонки, бросается ко мне в объятия и пытается чмокнуть в щёку.
Они все у меня такие разные: одни - озорники и непоседы, другие готовы ловить каждое моё слово и жест. Каждый из них - свой собственный неповторимый мир, маленький человечек , но уже со своими взглядами и мыслями, вкусами и стремлением познать всё сразу. Но я их всех люблю, без исключения. Тридцать одна пара детских глаз, как рентгеном, просвечивают меня. Они замечают всё: и как я открыла книгу, и как сказала, и как написала, и даже как я стряхнула с ладоней мел.
«Я не могу себе представить, чтобы ребёнок когда-нибудь надоел мне, чтобы я перестала любить его. Это невозможно. Чем больше познаёшь тонкости детского мировоззрения, тем больше любишь каждого ребёнка».
- Смотрите! Смотрите! Первый снег!- выкрикнул во время моего объяснения на уроке Саша. Все бросились к окнам. Я вместе с ними. Это так здорово наблюдать, как падает первый снег, ложится на землю, покрывая всё белоснежным ковром. Вокруг всё белым - бело: люди, деревья, дома…
Закончились уроки. Иду, переполненная впечатлениями , домой. На снегу то там, то здесь следы и следики.
Вот это след! Наверное, шёл человек огромного рост, как дядя Стёпа. А вот – совсем маленькие, может быть, кто-то из моих детей спешил домой… Приостановилась. Задумалась. А оставила ли я свой след на земле?
Я люблю детей, нахожу радость в общении с ними, верю в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умею дружить с ними, принимаю близко к сердцу детские радости и горести, стараюсь понять душу каждого ребёнка. А они подражают мне, стараются быть похожими на меня. Дети пришли ко мне учиться, и моя задача – помочь им в этом нелёгком труде, требующем огромного упорства и настойчивости.
Я продолжаю свой путь. Я счастлива. Я люблю детей. Они любят меня.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то.
Такая вот у нас работа.